Для многих людей Новый год и Рождество — долгожданное, радостное время. Дни, когда за празднично украшенным столом собирается вся семья, когда дарят подарки, посылают открытки друзьям и близким, ходят в гости, наряжают елку. И мало кто задумывается о том, что праздники эти имеют языческие корни. С чего же все начиналось?
РОЖДЕСТВО
Как правило ученые-историки и богословы резко противопоставляют язычество христианству и разделяют историю человечества на два периода, считая пограничной вехой год рождения Иисуса Христа. Однако нынешнее христианство уже нельзя отделить от язычества, поскольку это только два, кажущихся различными, направления одной и той же идеологии, отражающейся причудливым образом во взглядах и традициях современного общества.
Библия не называет точно ни месяца, ни дня рождения Иисуса Христа. Это обстоятельство во все времена вызывало множество споров: так, в III веке нашей эры некая группа египетских богословов заявила, что Иисус родился 20 мая, позже их коллеги указывали другие даты — 28 марта, 2 апреля и 19 апреля. К восемнадцатому веку подобных дат нашлось столько, что можно было отмечать Рождество каждый месяц. Почему же выбор пал на 25 декабря (7 января)?
Согласно различным историческим документам, именно в эти дни проходили празднования в честь богов: Дусара — в Аравии, Осириса — в древнем Египте, Диониса — в Греции. А вот день рождения Иисуса, как и день его воскресения, первыми христианами не отмечался — только день смерти, в память о принесенной им жертве. Об этом мы можем прочитать в Евангелиях.
Выше указанные праздники ввели спустя несколько столетий: в 325 году на Никейском соборе была определена официальная дата христианской Пасхи (праздника, изначально введенного исключительно для евреев, дабы они помнили о выходе из египетского плена), а в 354 году было официально объявлено, что рождение Иисуса Христа приходится на 25 декабря.
Для чего это было сделано? Все мы знаем, что на первых порах христианам приходилось тяжело — учение было новым, ниспровергающим старые верования и традиции, требующим полной самоотдачи от последователей — распространять его было трудно. Но христианство все-таки жило, число христиан росло. Поэтому религиозные и светские власти пришли к выводу, что проще заменить старые языческие праздники новыми — христианскими, и использовать в них старые, привычные обряды. И нашим и вашим, как говорится. Поэтому нет ничего удивительного в том, что в Римской империи Рождество Христово как-то незаметно объединилось с любимым в те времена праздником рождения бога Митры, который выпадал как раз на 25 декабря.
Особо надо отметить следующий факт - на западе церкви отмечают Рождество в конце декабря потому, что на территориях, подвластных Риму, этот праздник вводился взамен праздника, посвященного Митре, а восточным церквям, действовавшим там, где о Митре могли и не знать, нужно было вытеснить торжества в честь Диониса и Осириса, которые выпадали на начало января. Именно по этой причине, а не из-за старого и нового стиля, как принято считать, существует разница в датах
На Руси же Рождество начали отмечать еще позже — только в X веке, после того, как христианство было признано официальной религией. Нашим предкам этот праздник заменил Святки.
НОВЫЙ ГОД
Религиозные праздики славян-язычников распределялись по временам года и были приурочены к наиболее значимым сельскохозяйственным срокам. Год (как временной отрезок) отсчитывали по фазам солнца, его начало приходилось на зимнее солнцестояние — 1 января. В это время славяне отмечали Святки — двухнедельные празднества, которые начинались в конце уходящего-начале нового года. Посвящались Святки Коляде, божеству народившегося Солнца, олицетворявшему новогодний цикл.
Латинское «календарь» и русское «коляда» имеют общий корень «коло», обозначающий круговорот (от него же пошло и наше «колесо») - в нем заложена языческая идея цикличности времени.
В дни Святок люди добывали «живой» огонь, гадали, ходили по домам, исполняя обрядовые песни с пожеланиями добра и благополучия, жгли колеса, олицетворявшие солнце, и костры, устраивали пиры (именно отсюда пошло - «Как Новый год встретишь, так его и проведешь»). В это время жрецы обращались к богам с молитвами и приносили жертвы — быков, козлов, баранов и т. д. Считалось, что в застольях вместе с людьми принимают участие боги и души умерших предков, которые, если их как следует задобрить, станут защитой и помощью в наступающем году. И хотя в свое время церковь заменила Святки такими праздниками как Крещение и Рождество, некоторые языческие обычаи и ритуалы живы и по сей день.