В субботу, 5 августа в Калининграде продолжился ХII Международный музыкальный фестиваль «Калининград Сити Джаз» 2017.
Второй день был ответом для критиков, утверждающих, что на джазовом фестивале не хватает джаза. Он начался с выступления оркестра «Walking Jazz Big Band» из Лодзи — города-побратима Калининграда. Гости из Польши являются постоянными участниками «Калининград Сити Джаза». В 2016 году на его сцене выступала группа «Bibobit», в своем творчестве оригинально сочетающая джаз, рэп и хип-хоп, но чаще польские музыканты играют классический, академический джаз. Именно такой и подарили калининградцам воспитанники музыкальной школы имени Станислава Монюшки — в безупречном, высокопрофессиональном, и в то же время очень эмоциональном исполнении, заслужив продолжительные аплодисменты и крики «Браво!».
«Улыбайтесь, дарите друг другу радость. Радость — главное, что делает джаз», — сказал Андрей Левченко, провожая польских джазменов. Пока сцену и аппаратуру готовили к следующему выступлению, он поблагодарил тех, кто покупает билеты и приходит на фестиваль: «Вы — главные спонсоры фестиваля, и благодаря вам он живет». Поблагодарил и тех, кто билетов не покупает, но все равно приходит на фестиваль, располагаясь по другую сторону ограждения. Светлана Колбанева привела немного фестивальной статистики — 15% процентов зрителей пришли на фестиваль впервые, еще 30% пришли во второй и третий раз. А затем были раскрыты некоторые фестивальные секреты, до сих пор остававшиеся неизвестными широкому кругу зрителей и поклонников.
Для того, чтобы привлечь новых, интересных исполнителей, идет постоянная работа с артистами. С каждым из них ведут переговоры, длящиеся иногда по нескольку лет. «Нам часто отвечают смайликами, когда мы озвучиваем наши предложения о сумме гонорара», — поделился наболевшим генеральный продюсер фестиваля. Некоторые артисты принципиально не едут в Россию — по политическим соображениям. А за последний год четверо музыкантов, которых организаторы мечтали увидеть на фестивальной сцене, покинули этот мир. Это Чак Берри, американский ветеран рок-н-ролла‚ певец, гитарист и автор песен; Эл Джерро, американский джазовый музыкант и певец; канадский писатель, певец и автор песен Леонард Коэн, одна из наиболее известных его композиций — «Hallelujah» («Аллилуйя»); Джордж Майкл, британский певец, поэт и композитор, которого организаторы планировали пригласить на 15-летний юбилей фестиваля. Зрители поаплодировали этим великим музыкантам, которые могли бы, но не выступили на сцене «Калининград Сити Джаза».
«Но есть мечты, которые сбываются», — сказала Светлана Колбанева, представляя очередных участников — Monty Alexander, живую легенду, открытую самим Фрэнком Синатрой, и его команду «Harlem Kingston Express». Ударники долго исполняли вступительные соло, готовя публику; по одному вступали новые инструменты — гитары, контрабас, их ритмы захватывали зал; народ потянулся к танцполу. Мэтр вышел и сказал: «Привет!».
Без сомнений, это был один из самых ярких моментов на «Калининград Сити Джазе». Каждый инструмент четко вел свою партию, а маэстро, словно фокусник из рукава, неуловимым жестом извлекал на свет все новые и новые мелодии, иногда совершенно неожиданные — от русской «Дубинушки», испанской «Хабанеры» и вариаций на тему Адажио из Аранхуэсского концерта до «No, woman, no cry» Боба Марли и «Колыбельной» Гершвина; добавлял регги и ямайских мотивов; импровизируя, порой хулиганя, вплетал и встраивал их одну за другой в общий узор, и каждая из них непостижимым образом оказывалась на своем, единственно верном месте. Казалось, он каким-то сверхъестественным чутьем угадывал настроение публики и давал ей именно то, чего она желала. Нет, это был совсем не тот ураган, который произвели вчера израильтяне и бельгийцы; было душевно и по-домашнему уютно, казалось, что столпившиеся на танцполе люди пришли к мэтру домой и, окружив его плотным кольцом в гостиной, зачарованно слушают, как он играет джаз — такой разный, иногда легкий и непринужденный, иногда страстный, иногда ироничный, а иногда немного печальный.
Завершала второй день фестиваля яркая, харизматичная и неповторимая бас-гитаристка и вокалистка Ник Уэст.
«Вдохновляйся другими людьми, но делай свое дело. Будь собой», — напутствовал ее когда-то легендарный Prince, и это стало главным правилом ее сценической жизни, позволившим стать звездой мирового уровня. Эпатирующие наряды и ирокез на голове, похожий на бас-ключ — лишь часть имиджа, за которым скрывается настоящий талант и огромное трудолюбие. Ее бьющая через край энергия, неудержимый напор и бешеный темперамент затопили танцпол и заставили его двигаться в едином ритме, а звуки ее гитары, сотрясавшие атмосферу, возможно, стали причиной тех немногочисленных капель дождя, все-таки пролившихся под завершающие аккорды второго фестивального дня.
См. также:
Фестиваль «Калининград Сити Джаз» 2016: Лови музыку!
Фото- и видеорепортаж с третьего дня фестиваля
«Калининград Сити Джаз» 2015: мелодия, выводящая в мир
Фото- и видеорепортаж со второго дня фестиваля