c_550_300_16777215_00_images_uploads_glavnaya_nov-k-i-obl_o-naboyakh-vitsakh_1.JPG02.05.2021. В историко-культурном парке «Ушкуйный стан» состоялся спуск на воду реконструируемой древнерусской ладьи-моноксила.

Пандемия коронавируса изменила планы всему человечеству. Не стало исключением и реконструкторское движение — закрылись границы, отменились многие масштабные боевые мероприятия, такие как чемпионат мира по историческим средневековым боям «Битва Наций», традиционные фестивали и клубные выезды. Спортивно-исторический клуб «Западная башня», «самоизолировавшись» в своем городище, продолжил работу по его дальнейшему строительству, а также по реализации начатого два года назад проекта реконструкции средневекового речного судна. О проделанной работе и планах на будущее корреспондентам «Выходного» рассказал руководитель клуба Евгений Беденко.

c_180_120_16777215_00_images_uploads_glavnaya_nov-k-i-obl_o-naboyakh-vitsakh_2.JPG— Что изменилось за минувший год, что построено, какие дальнейшие планы?

— Мы весь год что-то перманентно строим. Основной упор, конечно, сделан на нашу лодку, мы ее только-только доделали до конца. Изначальный проект претерпел определенные изменения, которые добавили нам процентов шестьдесят работы.

— Почему?

— Предполагалось, что это будет чисто долбленая лодка, из одного ствола, мы не собирались нашивать на нее дополнительные борта. Но, после всех манипуляций, когда уже развели ей борта, поняли, что лучше всего будет сделать комплексную реконструкцию, добавить так называемые набои. Способ крепления этих набоев тоже историчен, мы решили попробовать крепить их «вицами» — еловыми ветками и корнями. Остановились на ветках, они получились крепче и надежнее, и еще кое-где верха подшивали просмоленной веревкой. Реконструкция получилась очень интересная, мы испытали много любопытных методик — и долбление, и распаривание-разведение однодеревной основы, борта в два ряда нашили. Она получилась более вместительная, уже прямо ладья. Оригинальный ствол, который хранится в музее Брянска и который мы брали за основу, был больше нашего по размерам. Если бы мы не нашили борта, получился бы просто челн. Из исторических источников известно, что такие лодки с набоями делали, брали цельную долбленую основу и увеличивали ее за счет бортов. Вот такая у нас и получилась. Очень много работы мы проделали, я отсюда уже третий месяц не вылезаю.

c_180_120_16777215_00_images_uploads_glavnaya_nov-k-i-obl_o-naboyakh-vitsakh_3.JPG c_180_120_16777215_00_images_uploads_glavnaya_nov-k-i-obl_o-naboyakh-vitsakh_4.JPG c_180_120_16777215_00_images_uploads_glavnaya_nov-k-i-obl_o-naboyakh-vitsakh_5.JPG
c_180_120_16777215_00_images_uploads_glavnaya_nov-k-i-obl_o-naboyakh-vitsakh_6.JPG c_180_120_16777215_00_images_uploads_glavnaya_nov-k-i-obl_o-naboyakh-vitsakh_7.JPG c_180_120_16777215_00_images_uploads_glavnaya_nov-k-i-obl_o-naboyakh-vitsakh_8.JPG

— Там помещается 16 человек, судя по лавкам?

— Вот сегодня проверим, скинем на воду, походим. Думаю, да, она вполне выдержит 16 человек. Если надо больше места для поклажи, количество гребцов можно уменьшить, до десяти, например. Впереди еще много экспериментов, надо научиться ею управлять, грести, с парусом поиграть. Кроме лодки, у нас еще вся эта лодочная экспозиция вон там, на озере — корабельный сарай, амбар для инструментов, которыми мы работали, они теперь тоже часть нашей экспозиции. Там можно будет запускать следующие проекты, когда отдохнем от этого.

Что касается самого городища — мы сделали новую кузницу, забор поставили еще в прошлом году, осталось его доделать по мелочам, закончить третью башню. Работы сделано очень много и с каждым годом ее все больше и больше (смеется).

c_180_120_16777215_00_images_uploads_glavnaya_nov-k-i-obl_o-naboyakh-vitsakh_9.JPG c_180_120_16777215_00_images_uploads_glavnaya_nov-k-i-obl_o-naboyakh-vitsakh_10.JPG c_180_120_16777215_00_images_uploads_glavnaya_nov-k-i-obl_o-naboyakh-vitsakh_11.JPG

— Сколько человек принимало участие в создании лодки?

— По факту, очень большой объем работы мы сделали вдвоем с Олегом Селиверстовым, но нам много помогали наши соратники. В позапрошлом году у нас на зимовке было 20 человек, наши друзья из Польши приезжали. Сейчас у нас работает столяр, который вообще не из реконструкции, приехал один раз нам помочь, втянулся и вот уже четвертый день никак отсюда не уедет.

Планов тоже много, и баня, и таверна, и нужно какое-то отдельное помещение для мероприятий с аудиторией, чтобы было где рассадить людей и что-то с ними провести. Наш дружинный дом для этого маловат, он больше как экспозиция быта, культуры и воинской атрибутики. То есть, продолжаем строить большой исторический парк, с разными локациями. Тем более, что восток области становится популярным направлением у туристов. Море ими перенасыщено, они едут сюда, а здесь есть, что посмотреть. В этом сезоне запускаем байдарочный сплав от Правдинска до городища. В прошлом году мы эту идею обкатали и она оказалась востребованной.

— То есть, конца не предвидится, все в постоянном развитии.

— Да, пока есть желание и силы. Одно сделали — появляется другая идея, один проект цепляет за собой следующий, так все и тянется. И все это требует финансов и труда. Отчет по гранту я сдал, пока комментариев не получал, там проверка занимает несколько месяцев.

— Самоизоляция внесла свои коррективы?

— Да, мы продлевали срок реализации проекта. Тем более, что оценить объем работы с самого начала было невозможно, и ее добавилось. Вся эта история с нашивкой бортов потребовала времени и труда больше, чем выдалбливание самой основы. Шпангоуты, уключины, разные мелочи тоже отняли массу времени.

— У вас же есть еще одна заготовка для лодки.

— Новая лодка в планах есть, но желания пока нет (смеется). Мы ее брали как запасной вариант. Нам пришлось делать много такого, чего делать не хотелось бы — выдалбливать «плохие» сучки и вставлять вместо них пробки, зашивать трещины и прочее, но это тоже опыт. Осталось написать статью-отчет о проделанной работе, плюс мы фильм снимали. Доснимем последние детали, спуск на воду, и приступим к монтажу.

— Что с боевой программой?

— В плане спорта, соревнований, выездов последние два года все достаточно уныло. Во-первых, самоизоляция, во-вторых, мы в очередной раз потеряли помещение для тренировок. Сейчас у нас период такого переосмысления, что делать дальше. Тема «пятерок» в ИСБ уже немножко набила оскомину, старые бойцы потихоньку от нее отходят — семьи, травмы. Недавно возобновили тренировки на мягком оборудовании. Пока планируем запускать секции современного мечевого боя, параллельно, может, будем продвигать и бугуртную тему. Пошло такое разделение направлений, кто-то хочет больше «пятерок», кто-то — фехтование, которое более доступно широкому кругу людей. Попробуем все это запустить в рамках одной организации. В общем, в боевой деятельности пока затишье и перестройка, нет четкого направления движения.

c_180_120_16777215_00_images_uploads_glavnaya_nov-k-i-obl_o-naboyakh-vitsakh_12.JPG c_180_120_16777215_00_images_uploads_glavnaya_nov-k-i-obl_o-naboyakh-vitsakh_13.JPG c_180_120_16777215_00_images_uploads_glavnaya_nov-k-i-obl_o-naboyakh-vitsakh_14.JPG
c_180_120_16777215_00_images_uploads_glavnaya_nov-k-i-obl_o-naboyakh-vitsakh_15.JPG c_180_120_16777215_00_images_uploads_glavnaya_nov-k-i-obl_o-naboyakh-vitsakh_16.JPG c_180_120_16777215_00_images_uploads_glavnaya_nov-k-i-obl_o-naboyakh-vitsakh_17.JPG

Олег Селиверстов, член клуба и один из самых активных строителей лодки:

c_180_120_16777215_00_images_uploads_glavnaya_nov-k-i-obl_o-naboyakh-vitsakh_18.JPG— Во-первых, поздравляем с успешным спуском. Во-вторых, вы здесь трудитесь не первый день и не первый год. Что зацепило?

— Спасибо. Все началось, как обычно, с желания бить людей железной палкой по голове (смеется). Все мы играли в рыцарей, смотрели кино, обзаводились такими же друзьями. Кто-то больше любил что-то мастерить, кто-то — сражаться, но так или иначе нас объединяла страсть к истории. Я занимаюсь реконструкцией с 2001 года. Лет шесть-семь назад познакомился с «Западной башней», меня прислали сюда в командировку, на завод «Янтарь». Ребята тогда только начинали строить городище, поставили первую избу. В Астрахани лесов нет, а здесь — лес, избы, романтика! Еще и люди хорошие. Я вдохновился и втянулся. Приехал помогать проекту с лодкой. Уже два года этим занимаюсь.

— В проекте лодки вы были основной движущей силой?

— Буду честным. Хотя я большой и сильный, большую часть работы, процентов семьдесят, выполнял Евгений. У него больше навыков, он здесь вырос. В процессе работы у нас произошло разделение по профилям. Что касается скобления, покраски и тому подобного — это я, а остальное — это Женя.

— Сегодняшнее событие вы оцениваете как успешное?

— Результат, я бы сказал, на четыре с минусом. В личном плане многое было отдано этой лодке, с моей стороны, по крайней мере. Она могла бы быть чуть более устойчивой, чуть более послушной, не течь и так далее. Но в целом я доволен. Не утонула вместе со всеми нами — уже хорошо.

— В средние века лодки делались в таких же условиях, такими же инструментами, и у древних мастеров ведь тоже возникали точно такие же проблемы?

— Абсолютно. Процентов восемьдесят найденных археологами лодок были сшитыми, сколоченными, заштопанными, имели трещины и так далее. Мы эту лодку делали в формате экспериментальной археологии, которая у нас в России практически отсутствует. Мы, как реконструкторы, стараемся данный сегмент науки потихонечку осваивать. И теперь можем сказать, что да, такие же проблемы возникали и у наших предков.

— Последний вопрос. Как сказал Евгений, один проект цепляет за собой другой, тянет его...

— Так и есть.

— Что будет дальше?

— У меня мечта — организовать историчный поход на этой лодке. Я понимаю, что мы думаем не так, как древние люди, живем не так и уже совершенно другие, но все равно хочется максимального приближения к истории в рамках данного проекта. Для начала, сходить в Калининград, на «Водную ассамблею», а потом, возможно, на «Волин» в Польшу, по Неману в Беларусь. Там у нас есть товарищи-судостроители, может быть, организовать совместный международный поход, в рамках какого-нибудь приграничного сотрудничества.

— Зачем это вам лично?

— Я, с одной стороны, человек очень открытый и социальный...

— С другой стороны, бьете людей железной палкой по голове.

c_180_120_16777215_00_images_uploads_glavnaya_nov-k-i-obl_o-naboyakh-vitsakh_19.JPG— Да! Вот вы меня понимаете, я вас понимаю, товарищи меня понимают, а 90% людей сложно это понять. Они привыкли сидеть в офисах, что-то там делать. А мне хочется, чтобы как можно больше из них вовлекалось в наше движение.

— Но зачем?

— Не знаю. Может, я в душе сектант? (смеется).

Текст — А. Ржевский, фото — В. Берг

См. также:

05.08.2020. «Ушкуйный стан» работает в формате музея
14.11.2019. Новый проект «Западной башни»

28.07.2019. Фестиваль «Ушкуй!» 2019: с прицелом на будущее

30.07.2018.
 Фестиваль «Ушкуй!» 2018: отжаться, переплыть реку и продать башню
03.07.2017. Фестиваль «Ушкуй!» 2017: проверка на живучесть
30.08.2016. Фестиваль исторической реконструкции «Ушкуй!» 2016: итоги и выводы
28.03.2016. Уникальный культурно-туристический проект реализуется под Правдинском
22.03.2015. День весеннего равноденствия с «Западной башней»
23.03.2014. Праздник весеннего солнцеворота на Бобровом поле
24.03.2013. Масленица — «Западная башня» возрождает национальные традиции
Военно-исторический клуб «Западная башня»
Историко-культурный парк-музей «Средневековое городище»
Правдинск – Фридланд

Календарь событий

Апрель
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 1 2 3 4 5

Страйкбол, гидробол, лазертаг, корпоративные мероприятия на форте №5а «Лендорф» в Калининграде

Форт №5а «Лендорф» в Калининграде организует на своей территории страйкбол, гидробол, лазертаг, активный отдых, командные игры и корпоративные мероприятия для взрослых и детей.

18+
Портал "Выходной" © 2011 - 2024. Все права защищены.
Перепечатка материалов возможна только с разрешения правообладателей.
Яндекс.Метрика