Член велотуристического клуба «Кёниг Байсикл Тим» Ольга Тяпина — о велодвижении и велотуризме в Калининграде, о своем клубе, его мифах и легендах.
Оля, поскольку ты велоспортом занимаешься давно, то наверняка в курсе того, что происходит в калининградском велодвижении. Можешь рассказать об этом? А еще о своем клубе и о том, как ты в него пришла.
Калининградское велодвижение очень разномастное, обозначить какие-то общие черты сложно. Единственное, что всех объединяет — велосипед. Я могу рассказать о туристических и рандоннёрских клубах. Наш клуб, например, это велотуристическая, досуговая организация, мы не получаем прибыли вообще, просто катаемся по выходным, приглашаем на выезды людей, которым это интересно.
Есть еще старинные, с советских времен, туристические организации — они могут заниматься и пешими походами, и велосипедными. Они часто связаны с Агентством по спорту, могут делать категорийные походы. Один такой клуб находится в Доме офицеров Балтийского флота.
Есть просто инициативные ребята, которые много лет занимаются туризмом, им интересно все, включая велосипеды. Они обычно собирают маленькие группы, на большие мероприятия команду редко набирают.
Помимо велотуристических, есть спортивные организации и велошколы. Имеются и спортивные клубы — это рандоннёрское движение (рандоннёры — велосипедисты, участвующие в специальных марафонских заездах, называемых бреветами, основным результатом которых является победа участника над собой — прим. ред.) Как правило, это не профессионалы, а люди, которые любят активный отдых. Рандоннёрские клубы организуют бреветы на 200, 300, 400, 600 км, их нужно пройти по нормативному времени.
В Калининграде сейчас существуют 2 рандоннёрских клуба — «Вестланд-рандоннёр» (ему порядка четырех лет) и наш — «Koenig Bicycle Teame» (KBT). Некогда у нас появились инициативные члены клуба, которые захотели развивать в его рамках марафонское движение. Для этого нужно было зарегистрироваться в парижском центре, получить сертификат на эту деятельность. Мы сделали это и теперь можем организовывать мероприятия. Нам это подходит, потому что у рандоннёров есть условие: если поездка анонсирована, она состоится в любую погоду, только какой-то жесткий форс-мажор может помешать. Даже штормовое предупреждение не является поводом для отмены заявленного мероприятия. Есть даже такая шутка: погода состоится в любую поездку.
Как ты считаешь, в области много велосипедистов, которые группируются по интересам?
Нет. У нас много любителей, которые с удовольствием ездят с разными организаторами и зачастую даже не знают, какому клубу, какой группе принадлежат эти организаторы. Чаще всего это неинтересно людям, которые просто едут покататься. Понятно, как и в любой сфере, между клубами существует какая-то конкуренция, но она идет, в основном, между главами клубов. Простые участники поездок и даже члены клуба никогда не вовлекаются в эти отношения.
Но ты говорила, что клубы в основном некоммерческие — почему возникает конкуренция?
Есть и коммерческие. Но среди некоммерческих организаций существует конкуренция в плане значимости. Это инициатива людей, которые давно этим занимаются и хотят быть самыми популярными и уважаемыми. Авторитетом меряются не только для того, чтобы получить материальную выгоду, для некоторых это повод потешить свое самолюбие, повысить статус.
Почему ты выбрала именно «Koenig Bicycle Teame»?
Это клуб выбрал меня: я каталась с этими ребятами, в какой-то момент им понадобился модератор для форума, и президент предложил занять его место. А поскольку модератором мог быть только член клуба, то я в него вступила. На самом деле, я долго сомневалась, для меня это был какой-то элемент партийности, была важна свобода. Но как частное лицо я могу выбирать любую поездку, не задумываясь о конкуренции между клубами, принадлежность к организации не лишает свободы.
А не проще поехать с кем-то покататься и все?
Я от клуба получаю какой-то ресурс легальности и определенный статус, могу сказать в кругу велосипедистов: «Я член КБТ», это уже что-то обо мне говорит. Это значит, что я, как минимум, неплохо катаюсь на велосипеде и что-то понимаю в велотуризме.
«КБТ» — это круто?
Для дилетантов — да. Про «КБТ» ходит масса слухов. Поскольку внутри клуба есть целое направление любителей грязевых поездок, которые вечно заберутся куда-нибудь, преодолевая препятствия на пределе сил, то бытует мнение, что члены клуба — какие-то монстры.
В каждой организации есть свои мифы — есть ли они у вашего клуба?
Есть мифологические персонажи, «черный тандем», например. Черный тандем — это реально существующий велосипед, который принадлежит президенту клуба, самодельный, лет 15 ему уже, если не больше. Существует масса историй и анекдотов про черный тандем.
Есть масса мифов, которые должны рассказываться у костра в велопоходе, их нельзя рассказывать в другом месте. Есть мифологические персонажи, «черный тандем», например. Черный тандем — это реально существующий велосипед, который принадлежит президенту клуба, самодельный, лет 15 ему уже, если не больше. Существует масса историй и анекдотов про черный тандем,которые появляются в разных поездках. К примеру, если президент клуба организует поездку и едет впереди на черном тандеме, то команда может его неожиданно потерять, поскольку велосипед развивает сверхсветовые скорости.
Президент клуба — личность авторитетная и авторитарная, у него очень много поездок, большой опыт. Это человек, у которого в голове свой особый GPS-навигатор по всему Балтийскому региону, а может, и больше. Он помнит массу разных мельчайших тропиночек, помнит их качество. Он умеет быть жестким: если поездка по проложенному маршруту, какой-то первопроход, мы пойдем по нему независимо от того, что там есть — грязь, болото или кустарник, который приходится разбивать мачете. Существует миф: если в анонсе написано — «Сергей Мезенов едет в сапогах», то это значит, что в поездке будет и брод, и грязь, и множество непроходимых участков.
Сколько уровней поездок существует?
20-40 километров — для новичков и детей. Это расстояние могут запросто осилить дети от 6 лет, если тренированные, малотренированные — от 10. Есть поездки для обычных велотуристов — до 100 километров. Есть поездка для «лосей» — средняя скорость перемещения не менее 30 км. в час, количество остановок — минимальное. Весь день катят, какие-то биомашины.
А в туалет?
На ходу (смеется).
И девочки?
Девочек среди «лосей» мало. Правда, к девочкам «лоси» очень хорошо относятся, ценят, уважают, заботятся. Они могут останавливаться почаще в таких поездках.
Что меня радует в нашем клубе — наличие барышень, которые находятся в декрете. Они освобождены от членских взносов, но мы с ними сохраняем связь, и значительная часть из декрета возвращается в строй. Некоторые — с детским седлом или слингами, в которых находятся дети. Президент клуба сконструировал специальный велоприцеп с усиленными рессорами, на котором они с женой возили в поход полугодовалую дочку. Есть члены клуба, приезжающие с детьми от двух лет. В этом случае седла обычно оборудуют специальными ремнями с возможностью зафиксировать шею ребенка, так как они просто засыпают на ходу.
Расскажи, как ты пришла в велоспорт?
Я поняла, что мне некуда себя деть. Вспомнила, что у меня есть велосипед — стоит у мамы в подвале. Достала его, покаталась, поняла, что он мне не подходит, поехала в магазин и купила новый.
Восемь лет назад я внезапно, без написания кандидатской, закончила аспирантуру, высвободилась куча времени, и я поняла, что мне некуда себя деть. Вспомнила, что у меня есть велосипед — стоит у мамы в подвале. Достала его, покаталась, поняла, что он мне не подходит, поехала в магазин и купила новый. Тогда существовали очень популярные велосипедные сообщества в «Живом журнале», нашла одно — в нем как раз объявили поездку по Тверской области, вдоль Селигера. Меня эти места давно интересовали и я поехала с ними. Потом много каталась по области одна, недоумевала, почему у нас нет велотуристических организаций, пока меня практически носом не ткнули: «Ты что, у нас есть велоклуб, давно известный, массовые мероприятия устраивает». И вот с этими ребятами я и начала ездить, в 2009 году. А потом вступила в клуб.
Много у тебя было больших туров? Где ты успела побывать?
У клуба есть клубная карта веломаршрутов — очень подробная, на ней все проезжаемые дорожки и тропочки Калининградской области. Я думаю, она в разы интереснее, чем карта автодорог. А вообще карта клуба покрывает весь Балтийский регион, включая Швецию, Польшу и всю Прибалтику до Ленинградской области. Даже на Канарах были какие-то маршруты у моих одноклубников. Я в таких больших походах не участвовала, мне ближе поход выходного дня. Но по Ленинградской, Смоленской, Тверской области я покаталась, по Белоруссии, Латвии, Литве, Эстонии немножко тоже. Езжу одна, либо с хорошими знакомыми, небольшой группой.
Не страшно одной?
Страшно.
Тогда зачем едешь?
Интересно. Я все продумываю. Понятно, что ночевать в палатке, в лесу не стану, остановлюсь, скорее всего, где-нибудь в гостинице или хостеле. А если группой едем, можно взять и палатку со спальником или остановиться где-то на турбазе — все зависит от группы, особенностей маршрута и времени года. Если я понимаю, что все время будет идти дождь, то брать с собой палатку неблагоразумно, потому что хотя бы ночевать нужно в теплом, сухом месте. Хотя в клубе есть убежденные сторонники бюджетного отдыха: они могут неделями ехать, ночуя только в палатках, а то и не раскладывая палатку — где-нибудь на остановке, под крышей, завернувшись в спальник. Это мужчины.
Расскажи, пожалуйста, что входит в комплект велотуриста, кроме велосипеда. Шлем, жилет, что еще?
Шлем и жилет, согласно ПДД, не обязательны, но они не просто желательны — это условия безопасности. Шлем — это единственное, что может сберечь голову при падении.
Кстати, шлем и жилет, согласно ПДД, не обязательны, но они не просто желательны — это условия безопасности. Шлем — это единственное, что может сберечь голову при падении. Более того, он может уберечь от перелома ключицы, сыграть какую-то амортизирующую роль. Жилет позволяет автоводителям увидеть в темноте велосипедиста. У нас в клубе существует строгая рекомендация: в поездки, которые могут проходить в сумеречное или ночное время, необходимо отправляться в шлеме и жилете. В Европе это обязательное условие — в Латвии, Литве это введено в обязаловку, более того, там даже для пешеходов существует требование иметь на одежде светоотражатели. Я считаю, это правильно, потому что человек в темной одежде ночью — невидимка.
Еще велосипед должен быть оборудован катафотами, задним огнем и фонариком — для передвижения в темное время суток. Очень полезно, если это путешествие в одиночку или в малоподготовленной группе, иметь ремкомплект: насос, заплатку, клей, набор для бортирования — специальные лопаточки, необходимые для того, чтобы быстро снять покрышку. Запасную камеру хорошо с собой иметь и велоаптечку: антисептические средства, зеленка, хлоргексидин, бинт, какая-нибудь мазь противомикробная. Если во время похода ожидается дождь или водное препятствие, то рекомендуется иметь с собой герметично упакованные вещи на смену. Во время дождя можно надеть велодождевик — они продаются в специализированных магазинах, позволяют защитить от влаги колени. Надеваешь, и он укрывает тебя вместе с рулем. Есть еще штаны водонепроницаемые.
А вообще активно катающемуся велотуристу необходим велопарк — минимум два велосипеда. У меня сейчас 3 велосипеда, до недавнего времени было 4. Один шоссейный, второй для дальних поездок, третий — односкоростной складничок, на котором я могу, например, доехать до магазина или работы. Сложить и проехать с ним в электричке или автобусе.
Что ты посоветуешь начинающим велосипедистам? С чего начинать?
Все зависит от ожиданий человека.
Ну, например, он хочет выезжать в походы по области, возможно, в более длительные поездки. Что ему нужно иметь, какой велосипед купить?
Если опыта никакого нет, лучше начинать с хорошего велосипеда, на котором переключаются скорости. Обычно минимальное количество скоростей — три, от семи — уже комфортная езда. Регулирование скоростей позволяет снизить нагрузку на колени, поскольку колени у велосипедиста — слабое место, об этом нужно думать с самого начала. Также хорошо совершать первые выезды, предварительно посоветовавшись с опытным велосипедистом, имеющим представление о том, как это делается. Потому что зачастую нужно, например, правильно отрегулировать посадку. Когда ребенок начинает кататься на велосипеде, он усваивает все интуитивно, и во взрослой жизни этот навык кажется очевидным. А для взрослого человека, который никогда не сидел на велосипеде или у которого опыт поездок ограничивается двумя-тремя в год, это не очевидно, поэтому о своих ощущениях нужно говорить более опытным товарищам, поскольку существует опасность для здоровья. Для коленей, например — могут начаться артриты, артрозы, все это восстанавливается очень тяжело, на протяжении долгого времени, и не проходит бесследно для организма. Поэтому, если поездка больше 10 километров, лучше советоваться с тем, у кого есть опыт. Начинать с больших поездок вообще не рекомендуется.
Какие правила существуют во время поездок?
Если не все в группе знают маршрут, то на всех поворотах либо ждут последнего участника, либо оставляют того, кто направляет. И на каждой остановке организатор всегда пересчитывает участников.
Есть общеклубные правила, прописанные официально. Одно из них — организатор всегда впереди, его нельзя обгонять. Кроме тех случаев, когда участники хорошо знают маршрут или местность — тогда, по договоренности с организаторами, они могут уехать вперед и пересечься в заранее оговоренной точке. Еще одно жесткое правило: если не все в группе знают маршрут, то на всех поворотах либо ждут последнего участника, либо оставляют того, кто направляет. И на каждой остановке организатор всегда пересчитывает участников, и если кого-то не хватает, старается выяснить, где он. Это, кстати, одно из преимуществ клубных поездок — организатор берет на себя ответственность.
Как в многодневных поездках решается, кто что берет с собой?
Оговаривается заранее. Большой котел, например, каждому человеку не нужен, его, как правило, помещают в велоприцеп. Если это маршрут с преодолением водных препятствий, туда же кладется надувная лодка, а то и две — для груза и для людей. Прицеп есть у президента клуба, который цепляется к его черному тандему. Считается, что велосипедист — это треть лошадиной силы. А черный тандем развивает две трети лошадиной силы — это мощно.
Если, согласно мифу, тандем может исчезнуть, то он исчезнет вместе с едой.
Да, поэтому от него стараются не отставать.
11.08.2016 г.
См. также:
День колеса 2017 в Калининграде: «Нам нужны велодороги и автодорожки»
День колеса 2016 в Калининграде: от дошкольника до министра
День колеса 2015 в Калининграде
В Калининграде прошел День колеса 2014
День колеса 2013