Со 2 по 6 мая в Сербии, в крепости Смедерево, проходил юбилейный X чемпионат мира по историческим средневековым боям «Битва Наций 2019».
Бойцы калининградской «Западной башни» собрали на нем внушительную коллекцию наград. Светлана Федорова, капитан российской женской пятерки — золото в категории «5х5», Вячеслав Леваков — золото в легком весе в профбоях, Артем Саванович и Максим Янишевский — серебро в мужских «5х5» в составе пятерки «Россия-3», они же и Евгений Беденко - золото в «12х12» и «30х30» в составе сборной РФ. Этот же состав плюс Вячеслав Леваков, Алексей Янковский и Алексей Золотарев участвовали и победили в массовой категории «150х150» в составе альянса сборной России. Своими впечатлениями с корреспондентами «Выходного» поделились Евгений Беденко и Вячеслав Леваков.
Евгений Беденко: Съездили хорошо, всех побили, немного намокли.
Почему не ездили своей пятеркой?
Евгений Беденко: Свою пятерку нам не согласовало руководство сборной. Было заявлено, что мы можем сделать совместную команду с клубом «Байард». Поэтому пятерка, которая дралась на отборочных на «Реконе», была переформирована. Сергей Уколов должен был быть с нами, но его взяли в первую пятерку. Есть штаб, который решает. С нами немножко советуются, но не всегда прислушиваются.
Но пятерка у вас была хорошая. Нам показалось, что у вас вообще не было никаких проблем с соперниками.
Евгений Беденко: Команда получилась сильная, да. Все бойцы опытные, сильные, плюс мы долго продумывали тактику, построения. Первоначальный план был немножко иной, но в ходе боев мы его подкорректировали, и в целом хорошо дрались.
Кто был от «Западной башни» и кто от «Байарда»?
Евгений Беденко: От нас были Артем Саванович, Максим Янышевский, Женя Агеев и Багаудин Юсупов, от «Байарда» — Дмитрий «Динар» Ромадин, Саша Шеин, плюс два бойца от «Берн — ПЛК» Алексей «Брю» Найдеров и Максим Татуркоев. Меня в пятерки не взяли, записали в массовые номинации, «30х30» и «150х150». Я, правда, туда не очень и стремился, травма еще дает о себе знать.
Какие впечатления от новых номинаций?
Евгений Беденко: Мое мнение, что мероприятие слишком растянуто, четыре дня — тяжело. «Двенашки» я наблюдал со стороны, они меня не сильно впечатлили. Похоже на бои пятерок, только дольше, с долгой борьбой на бортах. Тридцатки — это уже такое сражение, где кто-то кого-то сломал и все, конец, а двенашки — затяжные. И травм из-за этого было больше, когда люди висят на бортах, превозмогают, а им по рукам лупят. Хотя были и красивые бои, конечно, напряженные, но и они не сильно отличались от пятерок. Людей на поле больше, но расклад похожий.
Но уже есть строевая работа в поле.
Евгений Беденко: Строй был, но как только он рвался, все опять переходило на борта. В тридцатках такого не было, там у борта особо не постоишь, тебя заколотят. Поэтому мне кажется, что без этой номинации можно было обойтись, сэкономить один день. И бойцам тяжело, накапливается усталость, связочный аппарат устает, от чего потом все травмы вылезают.
На предыдущих «Битвах Наций» были дни отдыха, когда можно было погулять, посмотреть окрестности, а здесь мы все четыре дня просидели в лагере, я даже на башню крепости ни разу не залез. Бои интересные, классные, но я бы не перенасыщал программу, в три дня все нормально бы прошло.
Может быть, стоило перенести финалы пятерок ближе к концу?
Евгений Беденко: Мне нравится, когда вся номинация проходит в один день. Настроились, отбились, отработали и все.
С точки зрения бойца — конечно, но не с точки зрения зрителя. Возможно, надо было одиночные номинации поставить на первые дни, так сказать, «на разогрев», а пятерки и массовые бои — ближе к концу.
Евгений Беденко: По зрелищности тридцатки, мне кажется, очень удачные получились. И финальный бой с Украиной — очень классный, эпичный, красивый, долгое противостояние, кто у кого первым прорвет фронт.
Что можете сказать о новшествах в боях пятерок, с разбивкой на дивизионы?
Евгений Беденко: По сути, наверное, правильно. Раньше случались такие бои, когда вышел на ристалище и даже не вспотел, зачем они нужны? Делить команды по уровню, наверное, правильно, и командам так интереснее. А в целом ничего нового, правила прежние.
Англичане, конечно, молодцы...
Евгений Беденко: Они какие-то терминаторы прямо (смеется). Очень крепкие физически. Смотрел их предыдущие бои, как они потихоньку, долго и упорно придушивали соперников один за другим. Но мы их достаточно уверенно разложили. Может, они были уже уставшие, а может, просто так хорошо пошло.
Почему, на ваш взгляд, им проиграла «Россия-1»?
Евгений Беденко: Потому что сильная команда, сильные бойцы, хорошо подготовлены физически, мотивированы, ездят почти на все турниры, имеют большой боевой опыт, поэтому допускают мало ошибок. Почему бы им не выиграть? «Партизан» («Россия-1», прим. ред.) ведь тоже не с другой планеты, такие же люди, так же устают, допускают ошибки. Тем более, их же не разорвали в хлам, бой прошел в долгой борьбе, с минимальным преимуществом по очкам выиграли. Ни для кого это сенсацией не было, все знают, что «White company» — сильная команда. Вторая английская пятерка им, конечно, уступает. И «Медвежья пядь» («Россия-2», прим. ред.) в этом году была очень хорошо подготовлена, замотивирована, рвали и метали всех.
На наш взгляд, так не должно быть, когда из трех российских пятерок первое место занимает проигравшая один бой «Россия-1».
Евгений Беденко: В данном случае решение принималось штабом сборной. Мы — маленькая команда, часть «армии тьмы». Встал, пошел, убил — уступи место другому, не надо много думать, в этом тоже что-то есть (смеется).
Но было бы справедливо, если бы она заняла второе или третье место.
Евгений Беденко: Наверное, да.
А как вам команда Монако?
Евгений Беденко: Крепкие ребята. Они военные, национальная гвардия или что-то в этом роде, из них создали команду, вроде бы по инициативе самого принца Монако. Их тренируют россияне из «Берна», и рисунок боя у них очень похож. В своей группе они выиграли все бои.
А китайцы?
Евгений Беденко: Китайцев было много. На одного китайского бойца — по два китайских журналиста (смеется). Нормально дрались, у кого-то выиграли, кому-то проиграли.
А как вам «150х150»?
Евгений Беденко: Конечно, интересная номинация эти «большие батальоны». Мне кажется, если бы поле боя было раза в три больше, было бы еще интереснее, был бы маневр, а так получилась все равно прямая сшибка и кто кого передавит, перестоит. Маневрировали, конечно, но так, чтобы какая-то хоругвь обошла с фланга, ударила, опрокинула — этого не было. Мне кажется, нужно больше пространства, чтобы было больше передвижений.
На второй сход диспозицию же поменяли, фронт сделали вдоль поля, а не поперек.
Евгений Беденко: Да, я так понимаю, что там кто-то возмутился из каких-то команд. Потом и российская команда ушла, чтобы дать остальным посражаться. Но на бортах все равно была давка.
Бортами отгородили зрителей.
Евгений Беденко: О чем я и говорю, что если бы было большое поле без бортов, рисунок боя был бы другим. Играла бы роль командная дисциплина.
Вы же раньше принимали участие в таких массовых боях?
Вячеслав Леваков: В Изборске, там были бугурты примерно сто на сто.
Евгений Беденко: Там поле с рельефом — ямы, колдобины. Все происходило немного по-другому, но тоже масштабно, работали фланги — кто кого обойдет, загнет, это решало исход сражения. А здесь, мне кажется, основную роль сыграла опять силовая составляющая, кто кого переколотил-передавил. Наши надавили, прорвали фронт, а дальше все, как в тридцатках. Но все равно, это командная работа, и выигрывает тот, у кого лучше командование, взаимодействие, кто быстрее реагирует на изменения обстановки.
Кстати, как осуществлялось командование?
Евгений Беденко: Предварительно перед битвой все обговаривалось, кто какие позиции держит, кто как двигается. В поле у каждой хоругви был командир, который нарезал ей задачи. «Заградотряд» делает свое, у бортов — свое, алебардисты — свое. Самый главный, видимо, общался с командирами хоругвей, все так же, от старшего к младшему.
В принципе, это же близко к реалиям средневекового сражения? Когда вассалы приводят с собой войско, непонятно как вооруженное и обученное, и неизвестно, как оно поведет себя в бою. И в ходе сражения им можно отдать одну команду, потом уже никого не остановишь и не вернешь.
Евгений Беденко: Да. Например, сербской хоругви поставили задачу не отступать, и они пытались ее выполнить.
Они молодцы. О них сказали: «Не можешь победить — умри красиво».
Евгений Беденко: Но я все равно наблюдал, как время от времени кто-то непонятно зачем героически кидался на вражеский строй и «погибал». Видимо, был соблазн, как в кино, броситься на врага, но это бессмысленно.
То есть, у этой номинации есть будущее?
Евгений Беденко: Да, конечно. Такая крутая военная игра. Думали, что будет опасно, а там вообще ни одной травмы. Может, потому что меньше борьбы, за голову хватать запрещено, в строю получается бить в основном сверху, боковых ударов в шею особо не нанесешь.
Опасались, что алебардисты, промахиваясь, будут попадать в уже лежащих.
Евгений Беденко: Да, если кто-то упал, а на него сверху еще трое-четверо, никто же не поймет, что там происходит, может, ему помощь нужна, а никто не слышит. Но в итоге получалось, что таких завалов тел и не было, на упавших старались не лезть, чтобы не споткнуться.
Вячеслав, а вам понравилось?
Вячеслав Леваков: Да, прикольно. Я был в «заградотряде».
В чем его задача?
Вячеслав Леваков: Нейтрализовать прорвавшихся соперников. Он состоял из легковесов, от которых в строю толку немного, но которые могут быстро бегать, перемещаться по полю.
Евгений Беденко: Или отреагировать на какую-то опасность, закрыть прорыв. Еще большое значение имеет общее руководство. У нас значительную часть альянса составляла российская команда, две хоругви были почти полностью русскими, не считая нескольких человек из Монако и Испании. Мы были проинструктированы, «заряжены», более организованы. А когда в хоругви 5-6 разных команд, какое у них может быть общее руководство.
Поле боя сверху, с коптера, смотрелось очень красиво.
Евгений Беденко: Да, масштабно. Поле, хоругви, отряды — действительно, сражение. Не так динамично, конечно, как в тридцатках, потому что большой строй, долгая «перестрелка» алебардами, давка, кто кого. Если бы было колющее оружие и разрешены уколы, думаю, все происходило бы примерно так же, как в реальном историческом сражении — стенка подошла к стенке, началось противостояние. Даже если у одной из сторон есть численное преимущество, не факт, что оно поможет в такой ситуации. Поэтому исход сражения решал удачный маневр — какой-то фланг, клин, забег, отряд.
Вернемся к профбоям. Вячеслав, расскажите о своих боях. Китаец-ММАшник был вашим соперником?
Вячеслав Леваков: Не знаю, ММАшник он или нет, но казалось, что он не из моей весовой категории, в доспехах он выглядел в два раза больше меня (смеется).
Всего у меня было четыре боя. С китайцем я сначала просто дрался, потом он попал мне по «ракушке», мне стало больно, и я решил его убить (смеется). Накануне смотрел рестлинг и решил, что надо попробовать прыгнуть на поваленного.
Зрителям понравилось.
Евгений Беденко: Табуретку с собой бери в следующий раз, добивать.
С ним было сложно?
Вячеслав Леваков: Он был большой. Я запыхался.
Он все время старался войти в ближний бой.
Вячеслав Леваков: В ближнем бою я его бросил. На дистанции я по нему попадал больше, но размен какой-то был.
Потом у меня был еще один бой, где я прыгал на соперника, но это уже больше так, чтобы повеселить народ. Потом бой с поляком.
С Мартином Янышевски, как в прошлом году?
Евгений Беденко: Нет, Мартин накануне руку сломал, и его заменил другой боец. Молодой, перспективный, думающий, но опыта пока не хватает.
Вячеслав Леваков: С ним был интересный бой. Не просто били друг друга, а думали, двигались, что-то высматривали, выцеливали.
Финальный бой с Шалимовым сначала не заладился, я еще меч уронил. Первый раунд у нас был либо равный, либо даже он выиграл пару очков. Во втором раунде я реабилитировался, намного больше очков набрал. И ногами бил, и с разворота, много безответных ударов было.
Знакомых соперников в этом году не попалось?
Вячеслав Леваков: Нет, они были в других сетках. По профбоям все в принципе круто, но не понравилась организация. У меня был первый бой в подгруппе, а потом я два-три часа сидел и ждал, пока отобьются другие подгруппы, чтобы провести второй бой. Лучше было бы провести сразу все бои подгруппы. Если ты едешь на чемпионат мира, у тебя должно хватить выносливости провести два боя подряд. А так больше устал, пока сидел в доспехах и ждал. И делать финальные бои на следующий день, я считаю, неправильно. Ни в каком спорте такого нет.
Если можно, хочу передать благодарность группе компаний «Спецремстройтрест», они мне помогли финансово, оплатили дорогу.
Евгений Беденко: Как вариант, в день проводить полностью все бои какой-то определенной категории. А то из боев Славы я видел только финальный.
А женские бои?
Евгений Беденко: И женских не видел. Ка-то так получилось, что за четыре дня я даже крепость не осмотрел. Бои каждый день до девяти-десяти вечера, целый день ходим, то одеваем доспехи, то снимаем.
У нас девушки в команде крупные, и подготовлены хорошо. В украинской команде девчонки помельче. Они все пока пытаются брать силой, а нужны какие-то специальные, борцовские навыки. Мы со Славой легковесы, как с тяжеловесами бороться — только хитростью, техникой обыграть. Пока у наших девушек серьезной конкуренции нет.
Спасибо и удачи!
А. Рахнянский
Фото: скриншоты онлайн трансляции
См. также:
Смедеревская крепость, Сербия
«Битва Наций 2019»: хроника событий и результаты
Историческая реконструкция