Поселок Железнодорожный (бывший Гердауэн) находится в 70 км на юго-восток от Калининграда, на границе с Польшей. Как и многие населенные пункты бывшей Восточной Пруссии, он имеет богатую историю и достопримечательности.
XIII век в Европе был полон трагических событий — восстания, войны, эпидемии сменяли друг друга. В 1226 году польский князь Конрад I Мазовецкий обратился за помощью в борьбе с пруссами к рыцарям Тевтонского ордена. И рыцари во имя истинной веры (и за солидное вознаграждение) с 1233 по 1283 годы начали огнем и мечом усмирять язычников. Прусская народность состояла тогда из 9-10 племен, которые жили на своих землях и постоянно боролись за свою свободу.
Так, в 1251 году барты в союзе с другими кланами в очередной раз восстали против Тевтонского ордена. (Историки отмечают три наиболее крупных восстания: с 1242 по 1249 г., с 1249 по 1260 г., и, по одним источникам с 1260-по 1274 г., по другим — с 1260 по 1283, год окончательной победы крестоносцев).
Гердав, бартский вождь из рода Рендалия, почувствовав, что фортуна не благоволит к восставшим, переметнулся на сторону неприятеля и даже крестился. Во искупление грехов он обязался восстановить разрушенную во время восстания крепость и с разрешения папы Иннокентия IV заложил церковь, за что заслужил в последствии звание «Святого Гердава».
Одни исследователи считают, что укрепленное поселение Бартии, существовавшее до прихода рыцарей, уже упоминалось в исторических документах как Гердавия, Гирдове или Гердаво, а другие — что название появилось благодаря вождю бартов, построившему новую крепость (и получившую имя строителя) на месте разрушенной или где-то рядом.
Так или иначе, но в 1257 году здесь было учреждено комтурство (небольшая административная единица в составе ордена). Управлять им стал Герникус де Альфред.
Гердав и род Рендалия получили от ордена право на земли и «право повелевать людьми», а крепость Гердаво (Гердауэн) позже стала столицей. Почему позже? Да потому, что честолюбивые планы Гердава (построить рядом с крепостью город) нарушило второе прусское восстание 1260 года.
Предводителем восставших бартов был Диван (Дивон), осадивший Гердавию, которая в скором времени сдалась из-за нехватки продовольствия. Подпалив собственное детище, Гердав вместе с воинами выбрался из крепости и поспешил в Кёнигсберг. Бунт был масштабный и длительный. Тевтонцам было не до своего вассала — в этом году прусские племена осадили замок на Королевской горе, осада продолжалась несколько лет, но взять его повстанцы так и не смогли. В 1263 и 1273 годах попытки разрушить замок повторялись, но оказались безуспешными.
Род Рендалия вернулся в родные пенаты не слишком быстро.
Диван же после поражения покинул свой край, есть сведения, что он перешел на сторону русских. Его сын Гландо Камбило принял христианскую веру в Великом Новгороде, стал зваться Иоаном и поступил на службу к сыну Александра Невского Дмитрию, с которым впоследствии перебрался в Москву.
В начале XIV века Тевтонский орден назначает комтуром крепости Иоханнеса фон Виннунгена (по приказу комтура Кёнигсберга Генриха фон Изенберга (Айзенберга)), которому надлежало восстановить укрепления и построить каменный замок.
В 1315 году началось десятилетнее основательное строительство. На реке Омет (Стоговая) появляются плотина для замковой мельницы и пруд, который потом именовали Бактинзее — настолько он поражал своими размерами и красотой. День Святых Петра и Павла 1325 года стал последним днем строительства. Замок освятили, Петр и Павел появились на гербе, и именно тогда закрепилось немецкое звучание названия — Гердауэн. Комтурство уже к этому времени было упразднено и замок стал резиденцией пфлегера — чиновника, управляющего близлежащим округом.
История замка Гердауэн. Точной информации о замке не сохранилось. Но к этому времени орден выработал общие правила строительства больших и малых укрепленных крепостей. Благодаря этой планомерности и единообразию, мы можем представить себе, как выглядел замок в Гердауэн. Это было вытянутое укрепление размерами примерно 135х46 метров. В западной части, скорее всего, находился форбург (передовое укрепление, выступающая вперед часть замка) с двумя каменными флигелями.
В южном флигеле (46х15м), имевшем, как минимум, три этажа, располагались подвалы с цилиндрическими сводами, а в восточном подвалы были со сводчатыми потолками.
Замок располагался в западной части, состоял из одного трехэтажного флигеля (26х13 м), с толщиной стен в 2 метра, и был окружен пархамом (специальной площадкой) и оборонительными стенами. На севере, над ручьем, имел башню данцкера (туалета).
К 1672 году замок был заброшен, и стал постепенно разрушаться. В 1833 году был куплен Конрадом фон Ромбергом. Его сын, Макс, в 1872 году разрушил «до основанья» средневековые строения, «а затем» построил на их месте жилой дом. От замковых стен ничего не осталось, а для красоты чуть позже были возведены стилизованные замковые ворота.
С 1882 по 1945 год в Гердауэне находилось родовое имение семейства Альфреда фон Янсона. От замка сохранились лишь старые подвалы (обвалившиеся в 2001 году) и небольшой флигель, который ветшает год от года.
В 1945 одно крыло жилого дома снесли, а в бывшей каретной в 1947 году разместили ветлечебницу. Уцелевший корпус стоял без крыши и перекрытий до 1990 года.
История поселения Гердауэн. На холме, напротив замка, к середине XIV века существовало уже крупное поселение, с кирхой (возведенной в 1345 году) и каменными домами. Приходская кирха была без хоров, площадью 43,5х17,2 м, с башней в 42 метра. Ее северная стена не имела окон, поскольку выполняла функцию городской стены. (В конце 1990-х кирху законсервировали. От неё остались только башня, стены, частично притвор и ризница).
Несмотря на набеги и грабежи соседей (например, в 1347 году князь литовский Ольгерд хорошо поживился в деревнях), количество жителей увеличивалось, поэтому в 1398 году селение Гердауэн получило от гроссмейстера Конрада фон Юнгингена статус города. Эта дата в наши дни считается официальным днем рождения Гердауэна-Железнодорожного.
Полученные по договору о городском праве 66 земельных наделов с 1398 по 1407 год были застроены. Считается, что некоторые из строений существуют до сих пор — в некоторых источниках их называют «орденскими домами XIV-XV веков». Так ли это? Те, кто знает, из чего строились фахверковые дома, могут в этом усомниться. Почему?
Фахверк — каркасная конструкция, с несущей основой из наклонных балок, которые можно увидеть с наружной стороны дома, придающих строению своеобразный вид. Пустоты между балками заполнялись глинобитным материалом (камыш, ветки, солома, строительный мусор, смешанные с глиной), кирпичом, а иногда и деревом. Полученные панели штукатурились и белились.
Бревна, использовавшиеся в строительстве, не имели в начале прямоугольного сечения. Крыши были земляные, соломенные, из бруса и, позже, из глиняной черепицы.
Гердауэн за все время своего существования не раз сжигался, отстраивался и снова горел. Особенно разрушительными были пожары 1585, 1637, 1665 годов и позже, когда город практически выгорал весь. Жители гибли от чумы и бескормицы. Не хватало денег и сил на перестройки. Дома просто восстанавливались, практически в прежнем виде. Поэтому орденскими можно называть только их каменные цоколи. Но это не умаляет достоинства и исторической ценности уцелевших строений, поскольку историки точно определяют лишь начало средних веков, а время их окончания указывается разное. Например, до Великой французской революции, открытия Америки, начала Реформации и т. д. Следовательно, мы можем назвать Гердауэн средневековым городом.
В 1404 году в Гердауэне насчитывалось уже 60 дворов. 1406 год был ознаменован окончанием строительства городских укреплений. В это время северная стена кирхи соединилась с городской стеной. Городские ворота со временем вписались в жилой дом 1916 года постройки, о чем свидетельствует закладной камень (справа от этого дома — кусочек вала, укрепленного бетонной стенкой, это остаток городской стены, ведущей к кирхе).
В 1409 году в Гердауэне появилась школа. В 1428 сюда переселились монахи-доминиканцы из Норденбурга (после провозглашения лютеранства официальной религией Прусского герцогства доминиканский монастырь перестал существовать).
В этом же году Гердауэн вошел в Прусский союз городов и начал борьбу за свободу от тевтонского диктата. Тринадцатилетняя война с орденом закончилась крахом. Отряд саксонского рыцаря-феодала Георга фон Шлибена пришел на помощь тевтонцам и в 1454 году штурмом взял город. Фон Шлибен получил его в наследную собственность на многие столетия — в качестве оплаты «за труды».
В 1469 году Гердауэн лишился своего городского статуса. Несчастья следовали одно за другим – пожары сменялись эпидемиями чумы (1709-1710 гг). По результатам переписи населения известно, что в те годы от болезни умерло более половины жителей селения. В 1729 году здесь насчитывалось всего 813 человек.
Было бы несправедливым не вспомнить, что в Гердауэне в 1741 году родился современник Канта, драматург, писатель-сатирик, который в свободное от писательских трудов время являлся директором криминальной полиции, а потом обербургомистром Кёнигсберга и президентом города — Теодор Готтлиб фон Гиппель. Он стал автором философских трактатов «Брак», «О гражданском воспитании» и «О бюргерском улучшении женщины», лирических стихов и романов «Жизненный путь по восходящей линии», «Зигзаги в жизни рыцаря от А до Z». Масон, член ложи «Трех корон». Был похоронен на профессорском кладбище в Народном парке (сейчас зеленая зона между улицей Генерала Галицкого и Гвардейским проспектом). До того, как Кенигсберг-Калининград стал российским, улица Омская носила имя Гиппеля.
Бывали в жизни Гердауэна и спокойные времена, когда проводились ярмарки, обустраивался быт. Например, была построена новая «замковая мельница», как и предыдущая, она использовала энергию воды, вытекавшей под напором из-под плотины. Колесо мельницы, приводившее в действие жернова, исправно работало до 1905 года, потом было заменено турбиной. Мельница производила в сутки до 15 тонн муки, которую вывозили в Польшу, Литву, Германию. После Второй мировой здание хорошо сохранилось, долго служило по прямому назначению. С 1980 года мельница потихоньку ветшает. Исчезли кованые ворота, витые лестничные пролеты, оборудование. По непроверенным сведениям, у строения имеется хозяин, но оно долгие годы пустует, каскад же используется для сброса лишней воды.
В 1809 году Гердауэн освободился от власти рода фон Шлибена, стал муниципальным образованием – все еще без городского статуса. Несмотря на это, по королевском указу здесь была проведена IV Прусская ярмарка.
С 1822 года поселение начали осовременивать: засыпали городской ров (он проходил там, где сейчас находится дом «с воротами», вдоль старой стены), привели в порядок улицы. В угоду новым веяниям и планировке снесли и перестроили несколько домов – в результате исчезло несколько улиц. Вокруг новых строений сажали деревья, что невозможно было сделать в старом городе, появились два лесопарка.
В 1831 году Гердауэну был возвращен городской статус, его включили в ряд экскурсионных маршрутов. В 1872 году стал «железнодорожным» — была запущена железнодорожная ветка, проходившая через Инстербург (Черняховск) и Алленштайн (Ольштын).
В советское время в этом месте был крупный железнодорожный пограничный переход, на котором европейская колея стыковалась с широкой отечественной. После развала СССР значение перехода снизилось, в настоящее время регулярного движения поездов нет.
После Первой мировой войны город быстро пришел в себя, в 1921 году следов разрушений видно не было. В 1939 году в Гердауэне насчитывалось 5118 жителей. Имелись евангелическая кирха и католическая капелла, дом культуры (как сейчас говорят) и еврейский культурный центр, две гостиницы, выходила ежедневная газета «Гердауэнер Цайтунг».
Вторая мировая ущерба городу не принесла, а вот последующие годы его не пощадили. В 1946 году Гердауэн был переименован в Железнодорожный.
Сегодня центральные улицы Железнодорожного понемногу приводят в порядок. Несмотря на то, что годами разбирались на кирпич стены кирхи, замка и дворца, разваливались под влиянием дождя и ветра уникальные фахверковые строения и со старых домов, как по волшебству, исчезала аутентичная черепица, поселок до сих пор остается своеобразным архитектурным музеем под открытым небом.
Все еще можно увидеть орденскую кирху, руины дворца и замковую территорию, водяную мельницу, фахверковые дома в переулке Кооперативном, Хаускрайс (ныне управление сельского хозяйства), здание школы-интерната на Коммунистической, 32, жилые дома, братские могилы воинов, погибших в 1812 году и во время Второй мировой, водонапорные башни.
Если станет интересно, съездите. Однако следует помнить, что Железнодорожный является погранзоной, поэтому с собой надо будет взять паспорт с пропиской.
Н. Гора
См. также
Города и поселки области:
Багратионовск — Прейсиш-Эйлау
Балтийск — Пиллау
Гвардейск — Тапиау
Гурьевск — Нойхаузен
Гусев — Гумбиннен
Донское — Гросс Диршкайме
Железнодорожный — Гердауэн
Зеленоградск — Кранц
Куршская коса, поселок Лесной
Куршская коса, поселок Морское
Куршская коса, поселок Рыбачий
Краснолесье
Мамоново — Хайлигенбайль
Озерск — Даркемен
Отрадное — Георгенсвальде
Пионерский — Нойкурен
Полесск — Лабиау
Правдинск — Фридланд
Светлогорск — Раушен
Славск — Хайнрихсвальде
Советск — Тильзит
Черняховск — Инстербург
Янтарный — Пальмникен